Как оценить место
На размер прибыли автомата больше всего влияют три главных параметра:
- Проходимость точки
- Размер арендной платы
- Конверсия
Проходимость и арендная плата
При выборе места в первую очередь нужно обращать внимание на проходимость. Это объективный параметр, который поддается измерению, и на который вы повлиять не можете (в отличие от размера арендной платы).
Как определить проходимость точки?
Самый надежный способ - это потратить день-два и посчитать количество посетителей самому (либо дать задание надежному человеку).
Необходимо учитывать, что в некоторых точках посещаемость в выходные дни сильно отличается от посещаемости в будни. В торговых центрах, например, в выходные посетителей существенно больше по сравнению с будними днями.
Другой способ оценки проходимости - запросить эти данные у арендодателя. Все торговые центры ведут учет посещаемости и располагают данной информацией. Однако, необходимо знать, что некоторые арендатели завышают свою посещаемость, чтобы подороже сдать площадь в аренду.
Также зачастую торговые центры предоставляют свою общую посещаемость. Если же в ТК 5 входов, посещаемость распределяется по всем ним.
Поэтому мы рекомендуем не пожалеть времени и достоверно оценить посещаемость в конкретной точке в течение 1-2 дней. Так вы застрахуете себя от установки автомата в заведомо неудачном месте и не потеряете деньги.
Минимальная целевая проходимость
Минимальная проходимость, при которой целесообразна установка автомата, составляет порядка 2000 человек в день.
Такая проходимость при ценах напитков 10-20 руб. позволяет рассчитывать на выручки в размере 20-30 тыс. рублей и валовую прибыль (без учета аренды и накладных расходов) 13-23 тыс руб. в месяц.
Приемлемый размер арендной платы, которую целесообразно платить при такой проходимости, составляет 2000-3000 рублей в месяц. Старайтесь договориться с арендодателем о таком или более низком размере оплаты.
Примечание: иногда удается договориться об установке автомата вообще без арендной платы (либо с символической арендной платой - до 1000 руб). В этом случае планку по минимальной проходимости можно снизить до 1500 человек в день.
"Заоблачные" арендные ставки
Начав подбирать места, вы наверняка будете сталкиваться с высокими запросами арендодателей. Особенно это характерно для Москвы и Московской области, где ставка 10-15 тыс. руб. в месяц не является редкостью.
Не торопитесь списывать подобные места со счетов. Проанализируйте посещаемость, оцените конкуренцию. Вполне может оказаться, что это место обладает такой высокой посещаемостью, что даже высокая аренда окупится, а прибыль окажется очень неплохой.
Посмотрите на цены напитков в ближайших конкурирующих точках. Иногда цены столь высоки, что вы вполне сможете продавать стаканчик газировки дороже, чем обычно.
Ну и, конечно, не забывайте торговаться с арендодателем!
Фиксированная арендная плата или процент с прибыли
В некоторых случаях с арендодателем целесообразно договариваться не о фиксированной арендой плате, а об отчислении определенного процента от прибыли.
Арендодателю можно предоставить гостевой доступ к статистике по некоторым автоматам в системе Интернет-мониторинга.
Это удобно, когда арендодатель просит высокую аренду или когда заранее оценить привлекательность точки сложно.
Конверсия
Конверсия - это параметр, который показывает, какой процент людей, проходящих мимо вашего автомата, покупает в нем напитки.
Практика показывает, что в среднем этот параметр находится в пределах 2-3%. Данное значение может отличаться и в большую и в меньшую сторону в зависимости от цен на напитки, чистоты автомата, времени года, контингента проходящих людей (процент детей), наличия альтернативных способов утолить жажду и т.п.